сервер СГУ | добавить в избранное
Кафедра геометрии СГУ
О кафедре
Заочное
Очное
СКР

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ГЕОМЕТРИИ



Отделение заочного обучения

Специальность "Математика"

4 курс


Дисциплина

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс методики преподавания математики изучается в блоке специальных дисциплин дополнительной квалификации «Преподаватель». Он предназначен для подготовки студентов - будущих учителей - к преподаванию математики в средней общеобразовательной, профессиональной школе и различных типах специализированных школ (гимназиях, лицеях и т.п.).

Данный курс призван обеспечить обстоятельное изучение студентами школьных программ, учебников и учебных пособий по математике, понимание заложенных в них методических идей; воспитать творческий подход к решению проблем преподавания математики, формировать умения и навыки самостоятельного анализа процесса обучения, исследования методических проблем; выработать основные практические умения проведения учебной и воспитательной работы на уровне современных требований.

В приложении N 2 к приказу Минобразования России от 03.08.2000 №2400 «О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования» определены государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель".

С учетом этих указаний выделим основные требования к знаниям, умениям и навыкам студента по результатам изучения методики преподавания математики.

Студент должен знать:

  • основы дидактики математики ;
  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников по математике;
  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по математике, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
  • вопросы частных методик, относящиеся к основным темам школьного курса математики;
  • различные подходы к изучению основных тем школьного курса математики, новые технологии обучения математике;
  • методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
  • научные основы школьного курса математики, ее историю и методологию;

Будущий специалист должен уметь:

  • применять знания в области фундаментальных математических дисциплин, педагогики и психологии в процессе обучения математике;
  • анализировать программы, учебники, методическую литературу, проводить логический и методический анализ темы;
  • разрабатывать календарные, тематические и поурочные планы, составлять конспекты уроков;
  • ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
  • применять основные методы объективной диагностики уровня знаний учащихся по математике для выявления сформированности их умений и навыков, а также затруднений в процессе обучения, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
  • использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
  • прививать навыки самостоятельной работы и творческого подхода к решению задач;
  • создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
  • развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Студент должен иметь представление о:

  • связях школьных разделов математики с соответствующими вузовскими дисциплинами, решении задач элементарной математики методами высшей, об использовании идей математического анализа, алгебры, топологии в отдельных разделах школьного курса математики;
  • методических и исторических аспектах математики в целом, отдельных ее тем и понятий;
  • методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам школьного курса математики;
  • возможностях применения компьютерной техники в преподавании математики;
  • принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

Курс методики обучения математике должен решать следующие задачи:

  • обеспечить студентов информацией по разным вариантам построения школьного курса математики, используемым в преподавании и отраженным в литературе;
  • наряду с дисциплиной «Современные основы школьного курса математики» помочь понять связи идей и методов элементарной математики с высшими разделами математической науки, а также реализацию этих связей в практическом преподавании;
  • раскрыть теоретические основы технологии обучения математике, позволяющие конструировать различные варианты обучения с учетом возможностей учителя и учащихся и специфики предмета изучения;
  • сформировать у студентов дидактические, методические и диагностические умения и навыки;
  • способствовать формированию у будущих учителей умений и навыков самостоятельного анализа процесса обучения и творческого подхода к решению проблем преподавания.

При изучении данного курса следует обращать внимание на методику высшей школы, проводя сравнительный анализ школьного и вузовского обучения.

 

Итоговой контрольной формой проверки знаний студентов по дисциплине является экзамен.


Copyright c 2003 Ставропольский Государственный Университет
E-mail: stavsu@stavsu.ru