Батыков И.В.
Краснодар
Антимигрантские и националистические граффити Краснодара

За последнее десятилетие межэтнические конфликты на территории бывшего СССР стали причиной гибели тысячи людей и вызвали массовый отток вынужденных мигрантов, главным образом, в Российскую Федерацию. Так как конфликты, по большей части, были локализованы в республиках Кавказа и Центральной Азии, основные потоки переселенцев были устремлены в южные регионы России. Не стал исключением и Краснодарский край, являющийся одним из самых полиэтничных и густонаселенных регионов России. Здесь проживают представители свыше ста этнических общностей, различных по языку, хозяйственно-культурному типу, быту, традициям. Особенностью этого региона является также его пограничное положение, выход к Черному морю, хорошие климатические условия, относительная экономическая стабильность и развитое сельхозпроизводство. В связи с этим край каждый раз оказывается непосредственно затронутым политическими потрясениями в соседнем Закавказье и национальных образованиях Северного Кавказа, принимает на себя миграционные волны.
Появление новых элементов в устоявшейся социальной системе, как правило, ведет к нарушению привычных взаимоотношений и взаимосвязей. Происходит усиление конкуренции в сфере экономики, что обостряет социальные проблемы . Поэтому местные сообщества испытывают сильное экономическое и политическое давление со стороны местных национал-радикалов. Мигранты другой национальности первоначально вызывают настороженность местного населения, но по мере прибытия больших групп иноэтничных переселенцев в среде местного населения возрастает напряженность и тревожность. Превышение 10-процентного порога численности мигрантов от всего количества населения хутора, станицы, города считается в современной науке опасным пределом, после которого отношение к мигрантам становится враждебным .
Разные возрастные группы и слои населения Краснодарского края по-разному реагируют на появление представителей новых этнических групп. В данном случае автор рассматривает реакцию молодежной среды. Она выражается в следующем: 37% – бытовые конфликты; 34% – хулиганские действия; 13% – письменные жалобы во властные структуры; 13% – индивидуальные и коллективные обращения во властные структуры; 2% – митинги и демонстрации . Негативное отношение к мигрантам может также выражаться в агитационно-пропагандистской деятельности. Например, через националистические граффити.
В период с 2001 по 2003 год автором в Краснодаре было собрано и исследовано более 100 различных по содержанию надписей. Из них оказалось: 52% националистического содержания (причем условно их можно разделить на антикавказские, антиеврейские и надписи, направленные на мотивацию представителей русского этноса), 20% – политические, 15% – национал-патриотические, 13% – антинационалистические. Проводя дальнейший анализ, автор пришел к следующим выводам. Надписи негативного содержания, направленные:
• на армянский этнос расположены в основном в местах скопления людей (33,3%), в центральном и спальном (по 26,7%) и промышленном районах (13,3%) города;
• на еврейский этнос – в основном в спальном (60%), центральном (20%) и промышленном районах (13,3%), а также в местах скопления людей (6,7%);
• на русский этнос – в основном в спальном (59,1%) и промышленном (22,7%) районах; в центральном районе и в местах скопления людей надписей поровну (9,1%).
Таким образом, основным местом концентрации националистических граффити являются спальные районы, причем места их локализации непосредственно выходят к транспортным узлам либо к местам скопления людей. С определенной долей уверенности можно сказать, что в этих районах проживает или проводит время относительно большая часть националистически настроенной молодежи. Из содержания надписей и сопровождающей их символики следует, что это либо формализованная политизированная группа молодежи, предположительно «Русское национальное единство» (РНЕ) и Национал-большевистская партия (НБП), либо неформализованные неонацистские группы – скинхеды (бритоголовые). Возможно, что это работа тех и других одновременно. Что касается центрального и промышленных районов, то здесь действия нацистских организаций и групп минимизированы. Достигнуто это благодаря близости властных структур и активной деятельности антинационалистических движений (ФАК, ACID и др.). В местах скопления людей проследить тенденцию появления надписей сложно, как и сложно выявить адресанта сообщения.
Текст лозунгов в большинстве своем характеризует недовольство местного населения большим количеством мигрантов в городе, а также их активной экономической деятельностью и лучшим, по бытующему в общественном мнении представлению, социальным положением. Важно подчеркнуть, что граффити подразумевают под мигрантами только иноэтничных поселенцев. Причем они формулируют в массовом сознании методы улучшения всеобщего положения за счет таких радикальных и незаконных действий, как уничтожение или выселение иноэтничных мигрантов.
Причины такого частого использования написания националистических граффити на стенах кроются не только в доступности и дешевизне этого метода, но и в следующем: широкий охват аудитории; многообразие применяемых форм; ещё большая, чем у рекламы, неопределённость в измерении эффекта воздействия на людей; ориентированность на решение широкомасштабных задач, на долговременную перспективу; броскость, возможность эффективного представления содержания в образе; относительно невысокая средняя стоимость одного контакта с аудиторией; повествовательная форма изложения информации, претендующая на объективность. Поэтому граффити имеют довольно сильный стереотипизирующий эффект.
В городе Краснодаре деятельность националистических групп уже сформировала у молодежи множество отрицательных стереотипов по отношению к представителям неславянских этносов, что способствует поддержанию достаточно высокого уровня напряженности межэтнических отношений. Чтобы проверить это, автор провел пилотажное исследование с использованием шкалы Лайкерта, в которую были помещены наиболее «яркие» надписи. В опросе приняло участие 100 человек обоих полов в возрасте от 17 до 25 лет.
Выяснилось, что в молодежной среде существует некая базовая установка, имеющая две компоненты, которые включают в себя стереотипы оборонительного и наступательного характера. Следовательно, надписи, которые конституируют эту базовую установку, также разделились между компонентами и составили отдельные группы, слабо коррелирующие между собой. В группе оборонительных стереотипов превалируют надписи этноконсолидирующего характера, а наступательная часть базовой установки содержит в себе агрессивные, направленные на насильственные действия по отношению к другим этносам, стереотипы.
Интересен еще один момент, появившийся в ходе исследования – большое количество надписей «Долой нацизм», в итоге, не имеют никакого отношения к национальной компоненте в общественном сознании, слабо связаны с национальной установкой, выражаемой в надписях (отрицательная корреляция со всеми лозунгами). Это легко объясняется тем, что данное высказывание скорее относится к другой установке, которую можно обозначить как анархистскую или деструктивную. Возможно, надпись «Долой нацизм» не несет в себе националистической составляющей, а относится к группе протестных заявлений.
Представляющие интерес выводы можно сделать на основании изучения частотных распределений согласия/несогласия опрашиваемой молодежи с националистическими лозунгами. Так, 58,4% респондентов выразили свое согласие с лозунгом «России – русский порядок» и 51,4% с лозунгом «Россия для русских». Вместе с тем, радует общее негативное отношение опрошенных к агрессивным надписям.
В целом можно сделать вывод о наличии определенной националистической установки в молодежной среде Краснодара. Ее многосторонний по содержанию и по потенциалу характер еще мало изучен и представляет интерес уже тем, что может активно влиять на устремления и активную деятельность молодежи. Ведь молодежь во все времена была более подвержена радикализму, чем старшее поколение. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в социальном и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения. На данный момент установка в большей степени продуцирует оборонительную позицию по отношению к представителям других этносов.