Расположение Ставропольского края на стыке ареалов
расселения русскоязычного населения и народов Кавказа и пестрый
этнический состав населения определили масштабы и этническую
структуру миграционного потока на его территории. Число вынужденных
переселенцев в крае в 1997 г. составляло 65 тыс. человек, из
них 42 тыс. прибыли из Чечни. Для сравнения в 1993 г. их было
29 и 18 тыс. человек соответственно. В последнее время Ставрополье
стало стратегической зоной, граничащей или находящейся в непосредственной
близости от территорий, на которых происходили вооруженные конфликты
(Чечня, Ингушетия, Северная Осетия). В этой ситуации миграции
из данных регионов принимают вынужденный характер.
Под вынужденной миграцией понимают, «с одной стороны, отсутствие положительных
мотивов для переезда, с другой – такое изменение обстановки, когда становится
невозможным дальнейшее существование, возникает реальная угроза безопасности…»
. Объектами вынужденной миграции, по определению Федеральной миграционной программы,
являются все лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации . К вынужденным
переселенцам, таким образом, относят людей, прибывших или желающих прибыть на
территорию Российской Федерации и, как правило, имеющих российское гражданство.
В определении подчеркивается, что подобные действия могут быть следствием совершенного
в отношении данного лица «насилия или преследования в иных формах, либо реальной
опасности подвергнуться насилию или иному преследованию» по расовому признаку
или национальной, религиозной (конфессиональной) принадлежности, языку, принадлежности
к определенной социальной группе и по политическим убеждениям .
Коренное население видит в мигрантах виновников своего ухудшающегося положения,
конкурентов на рынке труда и жилья, где оно само испытывает немалые трудности.
Мигранты активно вступили в соперничество за собственность на землю, а также
за место в торговле, бизнесе, банковской деятельности. Появление большого числа
вынужденных мигрантов ведет к обострению конкурентной борьбы за рабочие места
между местными жителями и приезжими. Большое значение в этом плане имеет интенсивная
деловая активность армянской, греческой, чеченской, даргинской, корейской диаспор.
Неравномерность распределения доходов в обществе иной раз вызывает межнациональные
распри и неприязнь. Примеров этому немало: разгром магазинов, принадлежавших
чеченцам, коллективные требования выселить из определенных населенных пунктов
даргинцев, цыган, армян и других .
В политической сфере вынужденная миграция повлекла за собой обострение отношений
между общественными, религиозными и другими объединениями и институтами государственной
власти, между общественными объединениями различной направленности. Масса взаимных
претензий и обид подпитывает рост правовых коллизий.
Значительную роль в социальных отношениях играют и этнокультурные различия. Стереотипы
поведения, религиозные различия, неуважение мигрантов к обычаям и традициям коренного
населения, а также наоборот, неприятие коренным населением обычаев и традиций
вынужденных переселенцев и беженцев, являются сильным раздражающим фактором.
Кроме того, межнациональную напряженность в огромной степени подстегивает приграничный
терроризм. Впрочем, основными причинами конфликтов являются, пожалуй, социально-экономические
проблемы, связанные с появлением большого числа вынужденных мигрантов, а не этнические
различия. Кроме того, «невозможность жить на исторической родине, возникшие проблемы
в связи с адаптацией на новом месте расселения, с одной стороны, неприятие, недовольство
и раздражение у представителей иноэтнической культурной традиции, с другой, приводит
к тому, что беженцы и вынужденные переселенцы становятся потенциальным источником
конфликтности» .
Конфликты между коренным населением и вынужденными мигрантами являются самыми
значительными по количеству и масштабам. Подобные конфликты наблюдались во многих
районах и населенных пунктах края, отличающихся пестрым этническим составом.
Отмечена активная позиция казачества в осуществлении насильственных действий.
Например, казаки Пятигорского округа Ставропольского края заявили о своей решимости
самостоятельно навести порядок в отношениях с мигрантами из ближайшего зарубежья
всеми имеющимися средствами, вплоть до применения традиционных казачьих методов,
если власти края и их силовые структуры не будут в состоянии этого сделать.
|