Краснодарский край относится к числу регионов,
принимающих наибольшее количество мигрантов. После начала межэтнических
конфликтов в Советском Союзе в конце 80-х годов ХХ века значительная
часть миграционного потока вынужденных переселенцев из Закавказья,
Чечни и Средней Азии сориентировалась на Краснодарский край.
В 90-е годы каждый год на территории края регистрировалось
для постоянного проживания в среднем 100 тысяч человек. Значительную
часть из них составляли вынужденные мигранты, пережившие в
регионе исхода стресс. Не все лица, являющиеся фактически вынужденными
мигрантами, получили официальный статус вынужденных переселенцев
в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах». Причина
этого – несовершенство нормативно-правовых актов, принятых
с целью обеспечения выполнения данного закона.
Взаимоотношения между мигрантами и местным населением в Краснодарском крае складываются
непросто из-за консервативности общественного сознания жителей региона и позиции
многих средств массовой информации, которые ведут активную антимигрантскую кампанию.
Для населения Кубани, как показывают результаты социологических исследований
(например, исследование КРОО «Южный региональный ресурсный центр» 2001г.) , типичны
отрицательные стереотипы в отношении мигрантов.
Проблему усугубляет полиэтничный состав миграционного потока. Хотя среди прибывающих
мигрантов не менее 80% составляют русские, общественное мнение региона под воздействием
негативного отношения прессы представляет миграцию как процесс, ведущий к смене
национального состава населения Краснодарского края. Кроме того, участие в локальных
вооруженных конфликтах военнослужащих, призванных с территории края, формирует
у них отрицательные установки в отношении представителей тех этнических общностей,
из которых в основном состоят отряды боевиков, а также в отношении всех этнических
«чужаков». Возвращаясь после прохождения службы, участники боевых действий психологически
готовы к насильственным действиям в отношении иноэтничных мигрантов.
Негативные стереотипы по отношению к мигрантам с легкостью распространяются на
всех представителей этнической общности, что существенно затрудняет межэтнические
контакты. Необходимо отметить, что это утверждение справедливо не только в отношении
русского этнического большинства Кубани, но и этнических меньшинств. Отрицательные
стереотипы в отношении русских в общественном сознании меньшинств также имеют
место и проявляются не только на вербальном уровне, но и в действиях. Особенно
это характерно для иноэтничных мигрантов, прибывших на территорию края в течение
нескольких последних лет, поскольку у этих людей пока отсутствует длительный
опыт общения и взаимодействия с русским населением. Как показывают результаты
социологического исследования проблем толерантности во взаимодействии мигрантов
и принимающего общества в Краснодарском крае, этнический аспект миграции на Кубани
очевиден. Так, мигранты, давая оценку отношениям к ним местных жителей, четко
разделились по этническому критерию. Если мигранты-славяне и представители других
европейских народов отношение местных жителей оценили как положительное в 39,5%
случаев, то представители народов Кавказа и Средней Азии – только 28,1%.
Система профессиональной подготовки сотрудников МВД не предусматривает глубокого
изучения проблем миграции, взаимодействия мигрантов и представителей принимающего
сообщества, этнологии (в первую очередь социокультурных особенностей этносов,
проживающих в Краснодарском крае). Отсутствуют практические занятия, направленные
на разрушение негативных стереотипов иноэтничных сообществ, что наиболее эффективно
происходит в процессе совместной деятельности (например, проведения совместных
мероприятий с представителями национальных объединений). В то же время сотрудники
милиции непосредственно взаимодействуют с мигрантами как в целях предотвращения
правонарушений, так и шире – в рамках полномочий Управления по делам миграции,
находящегося с недавнего времени в структуре МВД.
В этих условиях стали актуальными такие проблемы, как недостаточный уровень правовой
культуры многих сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграционного
законодательства и практики его применения; взаимное отсутствие установок на
сотрудничество у работников милиции и активистов мигрантских сообществ; принятие
решений в конкретных ситуациях нарушения закона на основании неполной информации
и предвзятости; негативные взаимные стереотипы мигрантов и работников милиции.
Данная проблема существует и в других регионах России, и ее серьезность уже осознана.
Так, Центр изучения проблем этнических меньшинств, беженцев и вынужденных переселенцев,
действующий на базе Ростовского юридического института, осуществил при финансировании
Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев проект, ориентированный
на правовое просвещение и повышение толерантности сотрудников МВД.
В Краснодарском крае работа по развитию толерантности сотрудников МВД ведется
на базе Краснодарского юридического института (КЮИ). По мнению автора, курсанты
и слушатели – оптимальная для подобных целей группа. По окончанию обучения они
начнут самостоятельную работу по защите прав граждан и борьбе с преступностью.
Уровень их правового воспитания во многом определит состояние прав граждан (в
том числе различных категорий мигрантов) на территории Краснодарского края.
Миграционная тематика и толерантность занимают значительное место в ходе ежегодных
всероссийских научных конференций, проводимых институтом. В 2002 г. для конференции
была выбрана такая актуальная тема, как «Социальный порядок и толерантность».
Кроме того, в институте при содействии Координационного бюро по вопросам международного
сотрудничества Посольства Швейцарии в России осуществляется социальный проект
«Развитие толерантности работников правоприменительных структур Краснодарского
края по отношению к мигрантам».
Реализация проекта позволяет сделать первые выводы. Социальный проект дает возможность
не только предоставить целевой группе необходимые знания, но и создать возможность
для совместной деятельности сотрудников МВД и представителей общественных организаций
мигрантов, а также национальных объединений. Это обеспечивает снижение уровня
негативности взаимных стереотипов и таким образом способствует росту толерантности.
Социальный проект предусматривает комплексный подход к достижению цели, используя
различные виды мероприятий и издание необходимых методических и информационных
материалов. Кроме того, обеспечивается взаимодействие сотрудников МВД, участвующих
в реализации проекта, и представителей других учебных и научных учреждений, некоммерческих
общественных организаций.
|