Савченко М.С.
Краснодар
Опыт социальных проектов по развитию толерантности сотрудников органов внутренних дел по отношению к мигрантам

Краснодарский край относится к числу регионов, принимающих наибольшее количество мигрантов. После начала межэтнических конфликтов в Советском Союзе в конце 80-х годов ХХ века значительная часть миграционного потока вынужденных переселенцев из Закавказья, Чечни и Средней Азии сориентировалась на Краснодарский край. В 90-е годы каждый год на территории края регистрировалось для постоянного проживания в среднем 100 тысяч человек. Значительную часть из них составляли вынужденные мигранты, пережившие в регионе исхода стресс. Не все лица, являющиеся фактически вынужденными мигрантами, получили официальный статус вынужденных переселенцев в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах». Причина этого – несовершенство нормативно-правовых актов, принятых с целью обеспечения выполнения данного закона.
Взаимоотношения между мигрантами и местным населением в Краснодарском крае складываются непросто из-за консервативности общественного сознания жителей региона и позиции многих средств массовой информации, которые ведут активную антимигрантскую кампанию. Для населения Кубани, как показывают результаты социологических исследований (например, исследование КРОО «Южный региональный ресурсный центр» 2001г.) , типичны отрицательные стереотипы в отношении мигрантов.
Проблему усугубляет полиэтничный состав миграционного потока. Хотя среди прибывающих мигрантов не менее 80% составляют русские, общественное мнение региона под воздействием негативного отношения прессы представляет миграцию как процесс, ведущий к смене национального состава населения Краснодарского края. Кроме того, участие в локальных вооруженных конфликтах военнослужащих, призванных с территории края, формирует у них отрицательные установки в отношении представителей тех этнических общностей, из которых в основном состоят отряды боевиков, а также в отношении всех этнических «чужаков». Возвращаясь после прохождения службы, участники боевых действий психологически готовы к насильственным действиям в отношении иноэтничных мигрантов.
Негативные стереотипы по отношению к мигрантам с легкостью распространяются на всех представителей этнической общности, что существенно затрудняет межэтнические контакты. Необходимо отметить, что это утверждение справедливо не только в отношении русского этнического большинства Кубани, но и этнических меньшинств. Отрицательные стереотипы в отношении русских в общественном сознании меньшинств также имеют место и проявляются не только на вербальном уровне, но и в действиях. Особенно это характерно для иноэтничных мигрантов, прибывших на территорию края в течение нескольких последних лет, поскольку у этих людей пока отсутствует длительный опыт общения и взаимодействия с русским населением. Как показывают результаты социологического исследования проблем толерантности во взаимодействии мигрантов и принимающего общества в Краснодарском крае, этнический аспект миграции на Кубани очевиден. Так, мигранты, давая оценку отношениям к ним местных жителей, четко разделились по этническому критерию. Если мигранты-славяне и представители других европейских народов отношение местных жителей оценили как положительное в 39,5% случаев, то представители народов Кавказа и Средней Азии – только 28,1%.
Система профессиональной подготовки сотрудников МВД не предусматривает глубокого изучения проблем миграции, взаимодействия мигрантов и представителей принимающего сообщества, этнологии (в первую очередь социокультурных особенностей этносов, проживающих в Краснодарском крае). Отсутствуют практические занятия, направленные на разрушение негативных стереотипов иноэтничных сообществ, что наиболее эффективно происходит в процессе совместной деятельности (например, проведения совместных мероприятий с представителями национальных объединений). В то же время сотрудники милиции непосредственно взаимодействуют с мигрантами как в целях предотвращения правонарушений, так и шире – в рамках полномочий Управления по делам миграции, находящегося с недавнего времени в структуре МВД.
В этих условиях стали актуальными такие проблемы, как недостаточный уровень правовой культуры многих сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграционного законодательства и практики его применения; взаимное отсутствие установок на сотрудничество у работников милиции и активистов мигрантских сообществ; принятие решений в конкретных ситуациях нарушения закона на основании неполной информации и предвзятости; негативные взаимные стереотипы мигрантов и работников милиции. Данная проблема существует и в других регионах России, и ее серьезность уже осознана. Так, Центр изучения проблем этнических меньшинств, беженцев и вынужденных переселенцев, действующий на базе Ростовского юридического института, осуществил при финансировании Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев проект, ориентированный на правовое просвещение и повышение толерантности сотрудников МВД.
В Краснодарском крае работа по развитию толерантности сотрудников МВД ведется на базе Краснодарского юридического института (КЮИ). По мнению автора, курсанты и слушатели – оптимальная для подобных целей группа. По окончанию обучения они начнут самостоятельную работу по защите прав граждан и борьбе с преступностью. Уровень их правового воспитания во многом определит состояние прав граждан (в том числе различных категорий мигрантов) на территории Краснодарского края.
Миграционная тематика и толерантность занимают значительное место в ходе ежегодных всероссийских научных конференций, проводимых институтом. В 2002 г. для конференции была выбрана такая актуальная тема, как «Социальный порядок и толерантность». Кроме того, в институте при содействии Координационного бюро по вопросам международного сотрудничества Посольства Швейцарии в России осуществляется социальный проект «Развитие толерантности работников правоприменительных структур Краснодарского края по отношению к мигрантам».
Реализация проекта позволяет сделать первые выводы. Социальный проект дает возможность не только предоставить целевой группе необходимые знания, но и создать возможность для совместной деятельности сотрудников МВД и представителей общественных организаций мигрантов, а также национальных объединений. Это обеспечивает снижение уровня негативности взаимных стереотипов и таким образом способствует росту толерантности. Социальный проект предусматривает комплексный подход к достижению цели, используя различные виды мероприятий и издание необходимых методических и информационных материалов. Кроме того, обеспечивается взаимодействие сотрудников МВД, участвующих в реализации проекта, и представителей других учебных и научных учреждений, некоммерческих общественных организаций.