Миграция является
важнейшим фактором этнополитической стабильности региона.
Поликультурные регионы России представляют собой социальные
системы с разной степенью сбалансированности межгруппового
взаимодействия. В регионах с длительной историей сосуществования
разных этнических культур процессы интеграции будут преобладать
над процессами дифференциации. В регионах, где поликультурность
является результатом относительно недавних миграций разных
этнических групп, процессы дифференциации по этническому
и религиозному признакам будут преобладать над процессами
интеграции.
В настоящее время можно уверенно говорить о том, что пик миграционного притока
в Краснодарский край уже позади. Это подтверждается миграционной статистикой.
Миграционный прирост населения Краснодарского
края, человек
1990 |
47136 |
1992 |
91855 |
1995 |
71957 |
1997 |
33295 |
2002 |
10849 |
В учтенном миграционном притоке
последних 15 лет процент русских переселенцев на Кубань довольно
устойчиво составлял 80–85%, то есть соответствовал доле русских
в общем населении края. Так, в 2002 г., по данным Краснодарского
краевого комитета государственной статистики, среди всех
переехавших на Кубань русские составляли 80,7%, армяне –
5,8%, украинцы – 5,9%.
В то же время в общественном мнении сохраняется мифологизированное представление
о влиянии миграции на социально-политическую ситуацию в крае. В ходе проведенного
по методике автора в рамках проекта «Юг России – регион национального согласия
и мира» исследования (2001 г.) участники фокус-групп в Краснодаре заявляли:
«В крае очень много беженцев, которые, естественно, добавляют местному населению
проблем. Местные живут в старых домах, а вот, как правило, беженцы, которые
оттуда пришли голышом, через год-полтора, так получается, уже живут в нормальных
домах», «Через пять лет заполонят они все…» . В ходе массового социологического
опроса населения Республики Адыгея, Краснодарского и Ставропольского краев,
Ростовской области, проведенного в ходе того же проекта, была зафиксирована
достаточно тесная взаимосвязь в общественном мнении миграционной и этнической
тематики: отвечая на вопрос о способах решения проблем межнациональных отношений,
15,2% респондентов (четвертый по частоте выбор) отнесли к таким способам ограничение
миграции . Среди респондентов, опрошенных на территории Краснодарского края,
этот процент был еще выше – 20,6% .
Анализ публикаций печатных СМИ и заявлений представителей краевой власти подтверждает,
что политическая элита Кубани все еще живет старыми представлениями о миграции,
возникшими 8–10 лет назад, на гребне миграционной волны, в условиях распада
СССР и общественного разлада в самой России. Идея пагубности миграции, закономерно
возникшая в тот сложный период, успела стать стереотипом – устойчивым схематизированным
представлением.
Таким образом, можно констатировать наличие в массовом сознании населения края
таких устойчивых представлений, как опасность миграции и большая роль миграции
в изменении этнического состава населения.
Для понимания сути этого феномена необходим анализ механизмов формирования
стереотипов по поводу миграции. Важнейшим из них является подача материалов
на тему миграции в СМИ. Автором осуществлен анализ публикаций в кубанских газетах
по данной тематике с 1989 по 2002 гг., ряд выводов которого представлен ниже.
Миграционная тема с 1989 года является одной из самых актуальных для краевых
печатных СМИ. При этом акцент делается на иноэтничную (неславянскую) миграцию,
в первую очередь на турок-месхетинцев, курдов и мигрантов из государств Закавказья.
О высоком уровне тревожности печатных материалов свидетельствуют их заголовки:
«Необходимы безотлагательные и действенные меры, чтобы сохранить межэтнический
баланс» ; «Министр уехал, а турки остались…пока?» ; «Застолбились курды в Еленовке…»
; «Троянский конь» месхетинской проблемы» ; «Троянский конь и кто его впускает»
; «Рыба ищет, где глубже, а мигрант – где лучше» , «Дорогие» гости» , «Кубанцы
не должны страдать от неконтролируемого наплыва мигрантов» , «Барьеры для миграции»
. На этом фоне необходимо отметить появление первых публикаций по серьезной
и ранее практически не затрагивавшейся проблеме экономической миграции .
По мнению многих экспертов, проблема интеграции вынужденных переселенцев является
одной из самых важных элементов социально-политической безопасности региона
. Действительно, значительная часть людей, поселившихся в крае в последние
годы, рассматривает Кубань как место своего постоянного проживания. В отношении
этих лиц меры по сокращению миграции уже не могут действовать, и было бы разумным
содействовать их интеграции в местное сообщество в целях снижения риска возникновения
конфликтов. В то же время в газетах Краснодарского края данная проблема фактически
не проявлена. Единственная публикация, посвященная адаптации мигрантов, является
репортажем с совещания, проведенного в Краснодаре главным федеральным инспектором
аппарата Представителя Президента в Южном федеральном округе . Стоит подчеркнуть,
что, несмотря на вынесенный в заголовок публикации термин «адаптация», само
информационное сообщение сводится к обсуждению мер по сокращению миграции.
Главный федеральный инспектор является представителем федеральной власти, поэтому
можно констатировать отсутствие в краевой прессе в течение последних шести
лет публикаций, инициированных краевой властью и посвященных вопросам адаптации
и интеграции мигрантов в местное сообщество. Такие публикации имели место лишь
в СМИ, не финансируемых из краевого бюджета, в частности, в газете Краснодарской
региональной общественной организации «Южный региональный ресурсный центр»
«Новая реальность» и региональном приложении «МК-Кубань-Новороссийск-Сочи»
.
Несмотря на снижение интенсивности миграции, в самом Северо-Кавказском регионе
миграционные процессы остаются достаточно активными. Так, продолжается отток
русского населения из республик Северного Кавказа. Те же русские, которые остались
в местах прежнего проживания, испытывают, как показывают данные различных исследований,
давление как объективных обстоятельств (потеря работы в результате разрушения
промышленности), так и, несмотря на усиление федеральной власти, местных национал-радикалов.
Последние уже не пользуются, как раньше, активной и открытой поддержкой местной
власти (уровня субъекта Федерации и местного самоуправления), но сохраняют
влияние на общественное мнение. В.К. Малькова констатирует: «русские, оставшиеся
в национальных республиках, борющихся за своей суверенитет и укрепляющих свою
собственную государственность, вынуждены как можно скорее адаптироваться к
новым условиям, забыв о своем прежнем положении, заменяя прежние системы общественных
ценностей на новые, предлагаемые титульными элитами и поддерживаемые национально-республиканскими
идеологами» .
Отражение проблемы в краевой прессе несет, как правило, высокий потенциал тревожности.
Так, характеризуя ситуацию в соседней Карачаево-Черкесии, специалист пресс-центра
Кубанского казачьего войска пишет: «Во время встречи с казаками Усть-Джегутинского
районного казачьего общества … казаки Кубани услышали много нерадостного. Видный
исламский деятель района утверждает: здесь числится уже две с половиной сотни
убежденных последователей ваххабизма, прошедших курс обучения в чеченском центре
подготовки ваххабитских лидеров… В апреле текущего года более полутора десятков
русских семей района продали свои дома, в мае – еще 20 семей. Тенденция понятна.
В прошлом году из Усть-Джерелиевского района выехало почти три с половиной
сотни русских. При такой тенденции, если даже взять минимум: семья – три человека,
в нынешнем году республику покинет тысяча русских» .
В последние месяцы усилился приток выходцев из Дагестана в Краснодарский край,
главным образом в районы и города восточной части края (соседний Ставропольский
край уже принял значительное количество переселенцев из Дагестана, специалисты
говорят о миграционном пересыщении Ставрополья).
Краевые СМИ до настоящего времени не обратили серьезного внимания на активизацию
внутрирегиональной миграции, за исключением нескольких экспертных публикаций
. Кроме них, можно выделить лишь материалы, в которых делается акцент на прибытие
на территорию Краснодарского края мигрантов – этнических чеченцев. Как правило,
для этих публикаций характерен крайне высокий уровень тревожности. Типичным
материалом этой серии является статья В. Чернышова «Где ты, патриот Ермолов?»,
в которой приводится статистика выезда русского населения из Карачаево-Черкесии
и попутно указывается, что «зато в поселке Мостовском в минувшем году прописалось
без малого 200 чеченцев. Из восьми десятков хозяйственных руководителей русских
среди них осталось лишь трое» .
Отсутствие внимания к проблеме внутрирегиональной миграции, выраженное в небольшом
количестве публикаций на эту тему, иллюстрирует такую особенность кубанского
альянса власти и прессы, как консервативность в оценке ситуации. Вновь возникающие
проблемы достаточно долгое время не фиксируются и не становятся объектом информационного
воздействия. В то же время сформированная несколько лет назад стратегия действий
краевой власти остается в силе даже после изменения реальных условий, создавших
ее. Ограничительные меры первой половины 90-х годов ХХ в. в отношении миграции
на Кубани сыграли свою роль и в настоящее время в прежнем виде исчерпали себя.
В результате действия ряда факторов, в частности, настороженного отношения
представителей местного сообщества и местной власти, необъективных публикаций
в прессе, у групп мигрантов может снижаться уровень готовности к интеграции
с местным сообществом. Это приводит к явлению, которое часто называют капсулированием
группы. В условиях «чуждого» или даже враждебного окружения группа замыкается
в себе, становится похожа на капсулу с твердой оболочкой, отделенную от окружающей
среды. Взаимоотношения с местным старожильческим населением сводятся к минимуму,
в этих отношениях доминирует настороженность и ожидание враждебных действий.
Один из наиболее печальных и показательных примеров капсулирования в нашем
регионе – турки-месхетинцы в Краснодарском крае. Подобные случаи требуют особого
внимания. Разрушение «капсулы» всегда отвечает интересам как мигрантов, так
и местного населения, повышая безопасность тех и других. Практика реализации
социальных проектов в Краснодарском крае, в частности, Южным региональным ресурсным
центром, говорит о возможности прогресса на пути адаптации и последующей интеграции
групп турок-месхетинцев в местное сообщество . Реализация социальных проектов
на основе материалов научных исследований является логичным продолжением этих
исследований и на современном этапе, в условиях отсутствия готовых социальных
технологий интеграции с учетом специфики местных сообществ является единственной
оправданной стратегией действий.
По мнению автора, в настоящее время важнейшей задачей для Краснодарского края
является объективный показ общественности всех аспектов миграции – положительных,
отрицательных, главных и второстепенных. Пока миграция как социальное явление
все еще демонизирована, представлена лишь в качестве угрозы. В действительности
она, как любое явление общественной жизни, многогранна. Для того, чтобы превращать
миграцию из проблемы в ресурс развития, нужно иметь представление обо всех
гранях, да и просто научиться относиться к ней с уверенностью в том, что создаваемые
ею проблемы – реальные и мифические – могут быть решены ради блага как мигрантов,
так и принимающего сообщества. Этой цели служат реализуемые в крае некоммерческими
общественными организациями социальные проекты, направленные на отработку в
практической деятельности механизмов адаптации мигрантов.
|