Девяностые годы ХХ столетия – это не только
период начала и углубления депопуляции в России. В это время
существенно ухудшилась миграционная ситуация в стране. Возникли
новые, неведомые раньше, проблемы, тогда как традиционные процессы
миграции перестали отвечать национальным интересам государства.
Это произошло в результате распада СССР, замены планового размещения
производительных сил рыночными механизмами распределения труда
и капитала, возникновения межнациональных конфликтов и др.
Прежде всего, межреспубликанский обмен трансформировался в миграционный обмен
населением между Россией и независимыми государствами нового зарубежья. В последнюю
четверть ХХ века Россия в миграционном обмене с бывшими союзными республиками
постоянно имела положительный прирост населения. В течение первой половины семидесятых
и в восьмидесятые годы Россия в межреспубликанском миграционном обмене получила
не менее 2.5 млн. человек. Эти процессы, не только сохранилось, но и усилились
в девяностые годы, когда положительное сальдо миграции формировалось, прежде
всего, из русскоязычного населения, оставшегося в государствах нового зарубежья.
За 1992–2002 гг. население страны возросло за счет мигрантов из нового зарубежья
более чем на 3.5 млн. человек. Фактическое сальдо внешней миграции было несколько
меньше из-за оттока населения в государства старого зарубежья. Только в 2001–2002гг.
в обмене со старым зарубежьем Россия потеряла около 100 тыс. человек. В числе
мигрантов, прибывших из нового зарубежья, доля лиц моложе 16 лет была на 5 процентных
пунктов больше, чем в населении России. Помимо сдерживания темпов демографического
старения, мигранты участвовали и в воспроизводственном процессе. У них в этот
период родилось более 50 тыс. детей, уже граждан России.
В первое десятилетие ХХI века темпы дальнейшего сокращения численности населения
страны во многом определяются масштабами притока мигрантов. Несмотря на снижение
численности народов России – русских, татар, коми, кабардинцев и др., оставшихся
в новом зарубежье, их миграционный потенциал и в настоящее время достаточно велик.
Только в Казахстане и Узбекистане русских осталось 6–6.5 млн., часть которых
в определенной ситуации могут составить ядро потенциальных мигрантов. Сокращение
же масштабов миграции русских и других народов России из этих и ряда других государств
нового зарубежья, как и уменьшение миграционного прироста населения России в
целом, происшедшие в 90-е годы, вызваны, с одной стороны, либерализацией отношения
к русскоговорящему населению (языковые и другие послабления) и, с другой стороны,
тем, что на исторической родине мигранты до сих пор не встречают должной поддержки,
вследствие отсутствия последовательной миграционной политики относительно соотечественников,
оставшихся за рубежом. Опыт, например, послевоенных Германии и Франции свидетельствует
об огромном политическом и экономическом выигрыше этих стран, вернувших своих
соотечественников из оставленных ими территорий.
Произошедшие изменения в социально-экономическом и политическом развитии государств,
возникших на постсоветском пространстве, упрощение порядка въезда в Россию, «прозрачность»
государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде
всего нелегальной. Основная масса иммигрантов прибывает в Россию из государств
старого зарубежья (Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия). Отсутствие
эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из России
не позволяет назвать сколько-нибудь точную цифру нелегальной миграции. Ряд соседних
с Россией государств негласно поощряют увеличение в её приграничных районах своих
диаспор. Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, по приглашениям и т.д., затем
переходят на нелегальное положение. Возрос и незаконный приток иностранных граждан,
часть которых использует Россию в качестве перевалочной базы для последующей
иммиграции в государства старого зарубежья.
Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию
в России, её социальную сферу. Незаконные мигранты преимущественно заняты в теневой
экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают,
вследствие бесправного положения и заниженных заработков, давление на рынок труда,
ухудшают эпидемиологическую ситуацию.
Обострение проблем иммиграции, в т.ч. и нелегальной, во-первых, связано с противоречивостью
или отсутствием, адекватной российским реалиям правовой базы по регулированию,
как это принято во всех развитых странах, объемов иммиграции (квотирование),
пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их
законному выдворению или интеграции в российское общество. Во-вторых, проникновение
иностранцев на территорию России облегчается тем, что значительная часть государственной
границы со странами нового зарубежья открыта, отсутствует визовый режим и не
отрегулировано в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией.
Въезду в страну из слаборазвитых стран в основном неквалифицированных иммигрантов
с несвойственной России этнокультурой противостоит другой поток: эмиграция из
страны преимущественно в США, Германию и Израиль высококвалифицированного молодого
населения, значительную долю среди которого составляет техническая и творческая
интеллигенция. В 1992–2002 гг. из России эмигрировало в старое зарубежье около
одного млн. (960 тыс.) человек. Помимо демографических и интеллектуальных потерь,
это и утечка капиталов.
Наименьшее внимание последние десять лет придается внутренним миграциям и в сфере
их исследования и в сфере управления, хотя эти миграции наиболее значимы в геополитическом
отношении для России. С начала 90-х годов прошлого столетия во внутрироссийских
миграциях стали преобладать негативные тенденции. Сотни лет богатые природными
ресурсами и занимающие выгодное геополитическое положение районы азиатской части
страны последовательно заселялись. Но в 90-е годы, в результате устранения государства
от регулирования миграции, началось сокращение численности и плотности населения
этих территорий. Если в прошлом население Европейского севера, Сибири и Дальнего
Востока постоянно росло темпами более высокими, чем население страны в целом
(между переписями 1979 и 1989гг. темпы прироста населения в указанных регионах
превышали среднереспубликанские в 2 раза), то в 90-е годы темпы сокращения численности
населения этих четырех экономических районов были выше, чем в целом по России
почти в 6 раз. За десятилетие население северных и восточных районов (без Тюменской
области с населением её интенсивно развивающихся автономных округов) сократилось
на 2.5 млн. человек. В 1991–2002 годы только Европейский Север и Северо-восток
потеряли в результате миграции без малого один млн. человек. За этой цифрой стоит
разрушение демографического и трудового потенциала, создававшегося из многих
поколений мигрантов, которые прошли трудную медико-биологическую адаптацию и
приобрели опыт работы в экстремальных условиях. Наиболее тревожная ситуация в
Магаданской области и Чукотском АО, население которых с 1989 по 2003гг. сократилось
на 2/3. А ведь эти территории могут стать столь же уязвимыми в современном мире,
как и Аляска в середине ХIХ века.
Еще более злободневны миграционные проблемы в приграничных районах, протянувшихся
вдоль р. Аргунь, Амур и Уссури. Свыше 150 лет шло их заселение. С огромным трудом
было создано постоянное население в этой местности. Ныне оно покидает приграничные
районы. За последние 12 лет миграционная убыль населения в полосе от Читинской
области до Приморского края составила 250 тыс. человек. Выбывающее население
замещается иммигрантами из соседних стран. Пока этот нерегулируемый процесс находится
в начальной стадии, но его возможное завершение можно предугадать, обратившись
к истории бывших мексиканских территорий, ставших штатами США.
Менее драматичные, но все же вызывающие определенную озабоченность тенденции
наблюдаются в демографической и миграционной ситуациях в регионах, примыкающих
к казахстанской границе. В настоящее время Северный Кавказ – наиболее тревожный
и болезненный регион России с его многообразием этномиграционных проблем (концентрация
беженцев, формирование диаспор из титульных народов соседних государств, вытеснение
русских из национальных республик и т.д.)
Неблагополучие миграционной ситуации во многих регионах, как и углубление депопуляции
в России в целом не сводятся лишь к проблемам изменения направлений миграционных
потоков, сокращения сальдо внешней миграции, уменьшения численности населения,
ухудшения его структуры и т.д. Суть – не в цифрах. В конечном счете, не столь
уж важно, насколько сократится численность населения и в какой части страны оно
будет проживать. Значение этих проблем определяется стратегическими последствиями,
возможными изменениями структуры населения, тем, насколько страна сможет успешно
осуществлять программы социально-экономического развития. При этом надо иметь
в виду, что Россия – это самая огромная по размерам территории страна мира (она
занимает 1/6 часть суши). Ей принадлежат самые большие на земном шаре необжитые
или слабо заселенные пространства, обладающие значительным ресурсным потенциалом.
Этот потенциал – не только достояние ныне живущего населения, но и гарантия благосостояния
будущих поколений.
|