Дегтярев А.С.
Ставрополь
Особенности формирования миграционной политики в Ставропольском крае

По своим социально-экономическим, природно-климатическим и другим характеристикам Ставропольский край уникален. Он является притягательным для мигрантов. На территории Ставропольского края издревле происходило движение миграционных потоков и взаимодействие различных этнических культур. События начала девяностых годов в значительной мере изменили характер миграционных процессов: появились беженцы, вынужденные переселенцы, мигранты военные, экологические мигранты. Это поставило проблемы данных категорий людей в ряд самых актуальных .
Политика, регламентирующая деятельность, поведение и статус различных типов мигрирующего населения должна прежде всего преследовать цель минимизации отрицательных последствий данного процесса, а также стараться извлечь пользу для страны и региона, в частности. При этом необходимо учитывать не только влияние миграции на развитие региона в данный момент, но и на перспективу. Ведь вполне вероятно, что незначительный «минус» сегодня, может оказаться огромным «плюсом» завтра. Так, например, когда поднимается вопрос об иммигрантах, то первая мысль, которая возникает у многих людей – это увеличение безработицы. Но, во-первых, многие из приезжих являются высококвалифицированными специалистами, что является, безусловно, положительным моментом для развития экономики принимающего региона. Во-вторых, увеличивается конкуренция на рынке труда, т.е. происходит стимулирование местного населения к повышению своего профессионального уровня. Таким образом, процент образованных людей увеличивается, а это влечет за собой целый «шлейф» положительных эффектов.
Не менее важно, чтобы при формировании и реализации миграционной политики использовался системный дифференцированный подход по отношению к миграционному процессу. Использование системного подхода предполагает всесторонний анализ процесса: рассмотрения его как с позиции целостности, так и с позиции сепаративного анализа элементов. Это в некоторой степени снизит риск принятия решения, неадекватного сложившейся ситуации. Здесь необходимо помнить о таком свойстве системы, как эмерджентность – это ситуация, когда система обладает одним или несколькими свойствами, которыми не обладает ни один из ее элементов. Дифференцированный подход должен проявляться в следующем: следует учитывать причины, которые побудили людей к данным действиям, а также цели, с которым мигранты прибывают на данную территорию. В нашем регионе состав мигрантов достаточно разнообразен, и зачастую возникают проблемы при определении причин смены места жительства и целей прибытия. Ведь люди иногда сообщают заведомо ложную информацию, стараясь попасть в ту категорию мигрантов, которая обладает наибольшими привилегиями по отношению к другим.
Учитывая отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регулирующих миграцию по социально-экономическим мотивам, субъекты Федерации должны пользоваться определенной самостоятельностью в данной сфере, исходя из особенностей ситуации. В то же время остается неизменным требование правового оформления мер по регулированию экономических миграций, не противоречащего федеральному законодательству, особенно в части соблюдения свобод и прав человека и гражданина .
Также необходимо учитывать, какую роль играет миграция в регионе. Роль миграционного притока в 1990-е гг. претерпела существенные изменения. Если раньше она частично способствовала общему росту населения, то сейчас миграция полностью его обеспечивает, так как, начиная с 1993 г., на Ставрополье наблюдается стабильная естественная убыль населения.
Если в 1970 г. в Ставропольском крае было зарегистрировано 304,6 тыс. мигрантов и на протяжении семидесятых годов наблюдался стабильный рост их количества (в 1975 г. – 341,5 тыс.), то уже в начале восьмидесятых отмечено некоторое сокращение миграционного потока: в 1980 г. до 293 тыс. человек. Наиболее интенсивное снижение количества мигрантов отмечено с 1989 г., времени проявления первых симптомов обострения социально-экономической ситуации в стране. В 1989 г. на Ставрополье было зарегистрировано 230,6 тыс. мигрантов. За 1991–1993 гг. сокращение составило 30 %, а общее количество мигрантов сократилось до 157,7 тыс. человек. В последующие годы их число постоянно сокращалось, достигнув минимума в 1998 г. – 123,8 тыс. человек, т.е. сократилось в 1,86 раз по сравнению с 1989 г.
Активизировался процесс эмиграции из Ставропольского края в страны дальнего зарубежья. Масштабы миграции со странами дальнего зарубежья увеличились в 1,4 раз, а сальдо миграции за последние 6 лет устойчиво отрицательно и составляет 1,2–2,2 тыс. человек. Основными странами эмиграции являются Германия, США, Израиль, Греция, на которые приходится 98 % эмигрантов.
Особенно необходимо обратить внимание на контроль за деятельностью и перемещением иммигрантов в нашем регионе. При смене места жительства у людей возникают две серьезные проблемы: место жительства и получение средств к существованию. Вопрос о контроле за проживанием значительно проще по своей сути, чем за источником финансов.
Существует определенная зависимость между количеством прибывающих иммигрантов и ухудшением криминальной обстановки. Часть мигрантов изначально не настроена на работу в легальном секторе экономики. Основным видом правонарушений, совершаемых мигрантами, является нарушение правил регистрации и пребывания на территории Ставропольского края. Несмотря на введенные ограничения по регистрации, наиболее инициативная часть мигрантов смогли различными способами прописаться на территории края, причем 1/5 из них – в зоне Кавказских Минеральных Вод. Ежегодно в районах Ставропольского края регистрируются конфликтные ситуации между жителями края и лицами кавказских национальностей, в ходе которых гибнут люди. До сих пор крайне сложной является оперативная обстановка в некоторых, в основном восточных, прилегающих к Чеченской республике и Дагестану, районах края (Курском, Нефтекумском, Степновском). Актуальна также проблема обеспечения безопасности мигрантов-иностранцев.
Существует и такая категория людей, которая стремится найти работу, но безуспешно, и они вынуждены использовать все имеющиеся у них возможности для выживания. Абсолютно для всех решить проблему с местом работы нереально, но пытаться это сделать крайне важно.
Иммигранты сталкиваются с еще одной достаточно актуальной проблемой – отношения с местным населением. Коренные жители, как правило, воспринимают мигрантов достаточно агрессивно, что нередко приводит к конфликтам. Для данного региона это особенно актуально учитывая многонациональный состав его населения. Как следствие возникает необходимость нивелирования потенциальной возможности конфликтов. Миграционная политика должна предусматривать профилактику, предупреждение, разрешение конфликтов.
Миграция существенно усугубляет в крае безработицу, обостряет межнациональные отношения, криминогенную обстановку, провоцирует повышение цен на жилье и даже осложняет санитарно-эпидемиологическую обстановку. Вполне естественно, что в этих условиях требуется четкая миграционная политика на уровне региона с отлаженной системой и структурами по управлению миграцией.
В местной социальной политике главный ориентир – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это, прежде всего, уровень, образ и продолжительность жизни населения. Главный ориентир местной экономической политики – эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.
Согласно концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года в области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
1) привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств – участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
2) создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;
4) совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Реализация данной программы в регионе должна проводиться с учетом ее специфики.
Вопрос о введении миграционных карточек является дискуссионным, несмотря на то, что уже принят закон. Данное нововведение носит двойственный характер. С одной стороны преследуется цель повысить контроль за иммигрантами, легализировать их пребывание на нашей территории. Но эти требования противоречат озвученной в концепции демографического развития РФ необходимости привлечения иммигрантов. В частности, целый ряд гастрбайтеров будут вынуждены покинуть территорию России, что не может не сказаться на экономике страны. В Ставропольском крае, где крайне необходимо ужесточить контроль, иммиграционные карточки являются абсолютным благом.